На сегодняшний день существует огромное количество пособий по изучению английского языка: зарубежных и отечественных авторов, для взрослых и детей, для начинающих и продолжающих, с общей и профессиональной направленностью. Чтобы не потеряться во всем этом многообразии, давайте рассмотрим некоторые учебные пособия. В этой статье ограничимся зарубежными учебно-методическими комплектами по general English для взрослых начинающих. Все рассматриваемые ниже курсы построены на коммуникативной методике освоения языка.
Cutting Edge Starter: широко известное в нашей стране пособие по английскому для тех, кто не владеет языком. Учебник построен по принципу: обучение должно быть интересным. Поэтому при изучении и отработке правил студентам предлагают, например, ответить на вопросы викторины по известным личностям и поп-звездам, угадать возраст людей на картинке, или узнать новое об организме человека. На мой взгляд, учебник рассчитан, прежде всего, на молодых людей. Людям более старшего возраста, он может показаться сложноватым в плане прохождения материала. Преимуществом данного учебного пособия является большое количество аудио. Все новые слова и тексты идут с озвучкой, что позволяет студентам отрабатывать и запоминать правильное произношение. Аудио материал сложнее, чем в большинстве учебных пособий для начинающих: и темп речи быстрый для данного уровня, и лексика сложная. Перед студентами часто ставится задача только уловить требуемую информацию, а не понять весь текст. На мой взгляд, это - совсем даже неплохо, поскольку с самого начала позволяет готовить студентов к реальному английскому. Во всяком случае, восприятие на слух после этого курса – хорошее.Приложением к учебнику идет словарь: очень удобный и ценный компонент УМК. Слова и выражения в нем сгруппированы по темам, снабжены транскрипцией и картинками, приведены примеры употреблений.
Из недостатков можно отметить: отсутствие системы в подаче материала (иногда грамматическое правило вводится без примеров его употребления в тексте, т.е. предлагается начать активно отрабатывать правило в речи, без предварительного ознакомления с ним), небольшое количество упражнений на отработку грамматики (обязательно нужно привлекать доп. материалы, но это, скорее, недостаток всех или почти всех коммуникативных курсов) и отсутствие рециркуляции лексики (опять-таки, беда многих УМК).
Headstart. Учебник для начинающих от создателей Headway. Курс более сжатый, чем Cutting Edge, с более комфортной, чем у первого учебника скоростью прохождения материала и более дозированным введением новой лексики и грамматики. Может показаться скучноватым, т.к. упражнения довольно однообразные. Устные упражнения направлены на формирование, прежде всего, навыков диалогической речи, в основном, в форме вопросов и кратких ответов. Устные упражнения предлагается отрабатывать в паре, заданий для group work очень мало. Сначала вводятся новые конструкции: например,
- Do you like apples?
- Yes, I do.
- Do you like bananas?
- No, I don’t.
А затем студентам предлагается задриллить данную форму, подставляя вместо apples и bananas другие существительные.
При всех достоинствах Headstart, я им пользуюсь редко: слишком скучными и неинтересными кажутся мне там задания. А если учителю скучно, как же он заинтересует и замотивирует к занятиям студентов :)
New Inside Out Beginner. Как и у всей линейки учебников Inside Out реальный уровень учебника, на самом деле, выше заявленного. Для true beginners однозначно сложновато: слишком быстрая скорость прохождения материала, обилие новой лексики и очень мало упражнений на закрепление пройденного. С false beginners заниматься по учебнику не пробовала, возможно, что и подойдет. Из плюсов: как и в учебниках более высоких уровней очень интересные задания и тексты (можно, например, узнать про достопримечательности Нью-Йорка или дом Пола Маккартни), обилие смешных диалогов. По способности заинтересовать и увлечь Inside Out, на мой взгляд, занимает одно из первых мест в ряду учебников английского. Собственно говоря, этим отличаются все макмиллановские учебники. Мой вердикт: брать как основной учебник, наверное, не стоит, но можно адаптировать отдельные задания и вводить их в свой курс.
Side by Side Book 1. В отличие от предыдущих УМК – этот – учебник американского английского с соответствующими реалиями. Обладает очень четкой и продуманной структурой (на мой взгляд, Side by Side - один из самых последовательных в плане подачи материала учебников). В отличие от большинства УМК Present Continuous осваивается сразу после глагола to be, что позволяет избежать путаницы с do / does настоящего простого времени. Пройденная лексика и грамматические структуры повторяются на протяжении всего курса, благодаря чему старый материал не забывается. Учебник строится на задрилливании лексических и грамматических конструкций на примере мини-диалогов и идеально подходит для pair work. Можно использовать данное учебное пособие и в сочетании с другими УМК для тренировки конструкций, которые вызывают сложность.
Из недостатков: очень мало аудиозаписей, а, как мне кажется, в учебнике для начинающего озвучено должно быть все (ну или почти все). Во всяком случае, новые слова и диалоги – так это просто обязательно. Некоторые тексты (я имею в виду из Gazette) рассчитаны на более подготовленного студента. Часть из них, я, например, использую со студентами уровня elementary.
Accelerate Starter. Учебники серии Accelerate не похожи на вышеназванные УМК, т.к. предлагают краткосрочный курс английского, с программой, основанной на выработке практических навыков использования языка в различных ситуациях: будь то описание собственной комнаты или отдыха прошлым летом, регистрация в отеле или поход по магазинам. Соответственно, и лексика и грамматические структуры, используемые на уроке, идут от ситуации, поэтому о грамматической и лексической связанности курса говорить не приходится. Собственно, сами авторы в предисловии к изданию говорят, что не ставят перед собой задачи выучить студентов всей грамматике или всему языку, а скорее открывают несколько окон в удивительный мир английского. В отличие от большинства УМК, не предполагается, что студенты будут проходить Accelerate уровень за уровнем, т.к. серия создавалась для студентов, обучающихся на краткосрочных ускоренных курсах (как и видно из названия).
Учебник, на мой взгляд, разрабатывался, прежде всего, для занятий в больших группах на ускоренных курсах в стране изучаемого языка. Предполагается, что материал будет подаваться без опоры на родной язык студента (если занятия проходят в multilingual classes, то это и невозможно), что является плюсом данного пособия. Учитель с помощью картинок / примеров / мимики и жестов объясняет новый материал. Проверка знаний идет зачастую с использованием total physical response (ответом на вопрос учителя служат действия или жесты студентов), что очень подходит для начинающего уровня и больших групп, где у учителя просто нет времени проверить правильно ли понял / запомнил каждый студент. Опять-таки в больших группах студенты будут более раскованны при демонстрации мимикой и жестами, чем в небольших.
В учебнике реализован принцип преподавания языка как второго (ESL), именно поэтому там используется ситуационный метод обучения английскому. Предполагается, что после окончания занятий студенты выходят на улицу и попадают в англоязычную среду, где начинают активно использовать полученные знания. Но обучение английскому как иностранному (EFL) строится на других методологических принципах, и поэтому использование курса Accelerate во многих случаях затруднительно.
Из положительных моментов можно еще отметить удобство в работе: один разворот – один урок + задания на дом в конце учебника (учебник и рабочая тетрадь совмещены). Стоит так же отметить большое количество интересных групповых заданий. Большинство из них не предполагает раздачу студентам дополнительного материала, и поэтому их можно проводить без особой подготовки со стороны учителя. Учебник можно использовать и просто в качестве resource pack в дополнение к другим курсам (многие интересные задания из Accelerate, я даже в специальных сборниках образовательных игр не видела).
Так же этот учебник хорошо использовать, если нужно повторить / закрепить / освежить в памяти пройденное: либо для перехода на следующий уровень, либо перед поездкой за границу.